АССОЦИАЦИЯ

СУДЕБНЫХ ЭКСПЕРТОВ

За объективность!

(846) 225-12-42

8 800 550 12 42

sudnp@sudnp.ru

Лингвистическая экспертиза

Лингвистическая экспертиза — это процессуально регламентированное лингвистическое исследование устного и/или письменного текста, завершающееся дачей заключения по вопросам, разрешение которых требует применения специальных познаний в языкознании и речеведении.

Задачи лингвистической экспертизы:

- дать толкование и разъяснение значений, и происхождение слов, словосочетаний, устойчивых фразеологических выражений (идиом);
- интерпретировать основное и дополнительное значение языковой единицы или единицы речи (устной или письменной);
- осуществить толкование положений текста документа для установления того, какие варианты понимания этих положений возможны в современном дискурсе;
- провести исследование словесных обозначений, девизов, слоганов, рекламных текстов, коммерческих, фирменных наименований на предмет их тождественности или сходности до степени смешения с другими обозначениями;
- провести исследование текста (фрагмента) с целью выявления его смысловой направленности, модальности пропозиций, экспрессивности и эмотивности речевых единиц, их формально-грамматической характеристики и семантики, специфики использованных стилистических средств и приемов.


В связи с гражданскими делами о защите чести, достоинства и деловой репутации на разрешение лингвистической экспертизы могут быть поставлены следующие типовые вопросы:


1. Имеются ли в тексте негативные сведения о... (ФИО, название юридического лица), его деятельности и о его личных деловых и моральных качествах? В каких конкретно высказываниях содержатся эти сведения и какова их смысловая направленность?
2. Если в вышеуказанных фразах имеются негативные сведения о... (ФИО, название юридического лица), то в какой форме они выражены: утверждения, предположения, вопроса?
3. Подтверждает ли лингвостилистический анализ текста, что в нем имеются в форме утверждений фразы, содержащие сведения о нарушении г-ном (ФИО) действующего законодательства, общепринятых моральных норм и принципов?
4. В каком значении употреблено слово (словосочетание, фраза, конструкция) в тексте публикации?
5. Какова композиционная структура текста статей (статьи), какие стилистические приемы использует автор и как они характеризуют героев публикации?
6. Являются ли сведения, изложенные в тексте, утверждениями о фактах, если да, то каких, или оценочными суждениями, мнением автора публикации?

Назад